logo
connect
Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан
FAQ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СООБЩЕНИЕ

05.05.2022
394

Указом Президента Республики Узбекистан от 27 апреля 2022 года №УП-121 «О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых актов Президента Республики Узбекистан» (далее – Указ) внесены соответствующие изменения и дополнения в нормативно-правовые акты, в том числе регулирующие сферу оборота крипто-активов в Республике Узбекистан.

 

В соответствии с данным Указом:

  1. Национальное агентство проектного управления при Президенте Республики Узбекистан преобразовано в Национальное агентство перспективных проектов Республики Узбекистан (далее – Агентство), которое в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Узбекистан.

Приоритетными задачами и направлениями деятельности Агентства определены:

  • - выработка и реализация единой государственной политики в сфере оборота крипто-активов;
  • - обеспечение соблюдения прав и законных интересов инвесторов в сфере оборота крипто-активов;
  • - участие в разработке и реализации мер по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в сфере оборота крипто-активов;
  • - инициирование и содействие в продвижении проектов по внедрению технологии распределенного реестра данных и других новейших технологий в государственное управление и различные социально-экономические сферы.
  1. Агентство является уполномоченным органом по развитию сферы оборота крипто-активов, лицензированию деятельности и разрешительным процедурам в сфере оборота крипто-активов, в структуре которого будет действовать Специализированная лаборатория по испытанию и изучению инновационных технологий в сфере оборота крипто-активов.

Агентство устанавливает порядок:

  • - лицензирования и прохождения разрешительных процедур в сфере оборота крипто-активов;
  • - выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан.
  1. Крипто-активом является имущественное право, представляющее собой совокупность цифровых записей в распределенном реестре данных, имеющее ценность и владельца.
  2. Видами деятельности в сфере оборота крипто-активов являются:
  • - майнинг;
  • - деятельность провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов (далее – провайдер услуг).
  1. Майнингом является деятельность по поддержанию распределенного реестра данных, созданию и подтверждению целостности блоков путем проведения вычислительных операций.

Майнинг осуществляется исключительно юридическим лицом с использованием электроэнергии, произведенной солнечной фотоэлектрической станцией.

В случае использования электроэнергии с подключением к единой электроэнергетической системе:

  • - плата за потребленную электроэнергию осуществляется с применением повышающего коэффициента в размере 2 к установленному тарифу;
  • - за потребление электроэнергии в пиковый период к соответствующим тарифам применяются надбавки, устанавливаемые Кабинетом Министров;
  • - учет потребленной электроэнергии ведется с установкой отдельного прибора учета.

Майнинг подлежит обязательной регистрации Агентством и не является лицензируемым видом деятельности.

Лица, осуществляющие майнинг (майнеры), обязаны пройти регистрацию в порядке, установленном актами законодательства.

Регистрация майнеров осуществляется исключительно в электронной форме посредством сети Интернет.

Справочно: майнеры, осуществляющие деятельность с использованием оборудования и установок солнечных фотоэлектрических станций, имеют право пользоваться налоговыми, таможенными и иными льготами и преференциями в области использования возобновляемых источников энергии в порядке, установленном актами законодательства.

Майнеры и (или) инвесторы, планирующие осуществлять деятельность на территории республики с использованием оборудования и установок солнечных фотоэлектрических станций, после прохождения регистрации, имеют право:

  • - использовать всю электроэнергию для собственных нужд, в том числе на осуществление майнинга;
  • - для стабильного функционирования майнинга получать электроэнергию из общей электроэнергетической системы по установленным тарифам исключительно в ночное время суток.

Майнеры вправе осуществлять свою деятельность исключительно по адресу, указанному при регистрации, с соблюдением пожарной безопасности и санитарных норм и правил.

При выявлении фактов незаконного подключения лиц, занимающихся майнингом, к единой энергосистеме, в отношении них установленный тариф применяется с повышающим коэффициентом в размере 5.

  1. Провайдерами услуг могут являться исключительно юридические лица – резиденты Республики Узбекистан.

Провайдеры услуг оказывают услуги для физических или юридических лиц, в том числе от их лица, по покупке, продаже и (или) обмену, хранению, выпуску, размещению и управлению крипто-активами.

Видами провайдеров услуг определены:

  • - крипто-биржа (организация, предоставляющая электронную платформу для покупки, продажи и (или) обмена крипто-активов);
  • - майнинг-пул (организация, предоставляющая электронную платформу для консолидации вычислительных мощностей для обеспечения процесса майнинга);
  • - крипто-депозитарий (организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по выпуску крипто-активов, осуществлению их первичного размещения и хранения);
  • - крипто-магазин (организация, предоставляющая электронную платформу и (или) совокупность технических и программных средств по оказанию услуг по покупке и (или) продаже крипто-активов);
  • - иные виды провайдеров услуг, определяемые решениями Агентства.

Лицензионными требованиями и условиями для осуществления деятельности провайдеров услуг являются:

  • - наличие электронной платформы и (или) совокупность технических и программных средств, размещенных на серверах, находящихся на территории Республики Узбекистан;
  • - хранение в течение пяти лет информации по всем операциям с крипто-активами, идентификационных данных участников платформы, материалов по осуществленным взаимоотношениям провайдера услуг с участниками платформы (в том числе между участниками платформы), включая деловую переписку;
  • - соблюдение требований актов законодательства Республики Узбекистан в сфере оборота крипто-активов, противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, а также хранения и использования персональных данных;
  • - соблюдение требований к рекламе в сфере оборота крипто-активов, в том числе запрета обещания эффективности (доходности) деятельности, связанной с использованием крипто-активов, содержания информации о совершении сделок с крипто-активами как о легком способе обогащения, а также о возможности использования крипто-активов на территории Республики Узбекистан в качестве средства платежа или приема оплаты;
  • - неосуществление операций с анонимными крипто-активами;
  • - представление на безвозмездной основе по требованию уполномоченного органа информации, связанной с осуществлением деятельности платформы;
  • - иные требования в соответствии с актами законодательства.

Дополнительными лицензионными требованиями и условиями к крипто-биржам являются:

  • - осуществление котировки на крипто-активы на основе соотношения спроса и предложения по ним;
  • - наличие сформированного уставного фонда в размере не менее пятитысячной базовой расчетной величины в виде денежных средств на дату подачи заявления, из которых три тысячи резервируются на отдельном счете в коммерческом банке Республики Узбекистан;

Уставный фонд провайдеров услуг формируется исключительно из денежных средств и другого имущества его учредителей.

Использование для формирования уставного фонда провайдеров услуг средств, полученных в кредит или под залог, и других привлеченных средств не допускается.

  1. Провайдеры услуг имеют право:
  • - получать за оказываемые услуги вознаграждение, в том числе крипто­-активами, устанавливать его размер и порядок взимания с клиентов;
  • -  организовывать сделки с резидентами и нерезидентами Республики Узбекистан, направленные на приобретение и (или) отчуждение крипто­активов за национальную и иностранную валюту, а также обмен крипто­активов на иные крипто-активы.
  1. Агентство устанавливает Специальный режим регулирования в сфере оборота крипто-активов (Специальный режим «регуляторных песочниц»), предусматривающего создание особых организационно­правовых условий для юридических лиц, внедряющих технологии в сфере оборота крипто-активов.

В рамках реализации пилотных проектов в Специальном режиме «регуляторных песочниц»:

  • - участники Специального режима «регуляторных песочниц» освобождаются от уплаты всех видов налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды, а также таможенных платежей (за исключением таможенных сборов) за ввозимые для собственных нужд оборудование, комплектующие части, детали, узлы, технологическую документацию, программное обеспечение, не производимые в Республике Узбекистан, по перечням, утверждаемым в установленном порядке;
  • - доходы в виде оплаты труда, полученные работниками по трудовым договорам с участниками Специального режима «регуляторных песочниц», облагаются налогом на доходы физических лиц по фиксированной ставке 7,5 процента и не включаются в объем совокупных годовых доходов физических лиц, определяемых в целях налогообложения.
  1. На территории Республики Узбекистан запрещается:
  • - использование крипто-активов в качестве средства платежа или приема оплаты;
  • - осуществление скрытого майнинга (деятельности по осуществлению майнинга на вычислительных мощностях третьих лиц без их ведома или согласия с использованием специального программного обеспечения) и майнинга анонимных крипто-активов (крипто-активов, работающих по принципу анонимности).
  1.  С 1 января 2023 года граждане и юридические лица Республики Узбекистан могут осуществлять операции по покупке, продаже и (или) обмену крипто-активов исключительно через национальных провайдеров услуг в порядке, установленном актами законодательства.

Указом также Агентству поручено обеспечить принятие и введение в действие:

  • - Положения по лицензированию деятельности провайдеров услуг в сфере оборота крипто-активов;
  • - Положения о порядке регистрации майнинга крипто-активов;
  • - Положения о порядке выпуска, регистрации выпуска и обращения крипто-активов резидентами Республики Узбекистан;
  • - Положения о порядке регистрации участников Специального режима регулирования в сфере оборота крипто-активов.

В настоящее время Агентством ведется работа по разработке и утверждению вышеприведенных нормативно-правовых актов.

 

Обращаем внимание граждан и субъектов предпринимательства Республики Узбекистан на то, что организация деятельности по майнингу и провайдеров услуг будет возможна исключительно после принятия данных нормативно-правовых актов и вступления их в силу.

Агентство просит всех граждан действовать в рамках законодательства и воздержаться от попыток организации деятельности в сфере оборота крипто-активов без получения соответствующей лицензии и (или) документа разрешительного характера, а также не пользоваться услугами нелицензированных в установленном порядке провайдеров услуг.